Правильная практика
Написать эту заметку меня побудила волна усиливающегося интереса к различным эзотерическим и не очень практикам. По ощущениям, народ стал серьезно интересоваться цигуном, тайцзи и подобными направлениями. В метро всюду висит реклама йоги. Обычный фитнес — который без претензий на высокодуховные заморочки — тоже не отстает и активно крутит рекламные ролики по телевизору.
Такой интерес понятен и вполне объясним тем временем, в котором мы сейчас живем. Многие чувствуют, что в жизни что-то не так, чего-то не хватает, и пытаются искать это недостающее в различных «нетрадиционных» школах. Но здесь есть подводные камни, и я хочу о них предупредить, а заодно рассказать о той группе, в которой занимаюсь я сам.
Итак, если человек намерен заниматься практикой именно для самопознания и саморазвития, он столкнется с тем, что истинных знаний в сегодняшнем изобилии предложений очень мало. То есть, прежде всего надо определиться с намереньем — зачем Вы хотите заниматься? Если это просто физкультура как дополнение к сидячему офисному образу жизни, или модное увлечение, которым можно похвастаться перед друзьями — то идти можно практически в любое место. Помахать руками-ногами часок-другой в день, с какой-то точки зрения, наверное, даже полезно. И за вполне обозримое время Вас научат красиво плавно двигаться (если это, например, тайцзи) или дадут возможность приобрести хорошую растяжку, чтобы безболезненно принимать хитрозакрученные позы (если это йога).
Тот же, кто ищет глубины, кто хочет научиться работать с энергией и развиваться, должен понимать, что внешняя красота — еще не признак внутреннего содержания. И перед таким человеком, в первую очередь, встанет проблема критериев. Как определить, обладает ли ведущий занятия истинными знаниями? Достаточно ли он сведущ, владеет ли он методикой преподавания, чтобы ускорить эволюцию занимающихся? Проблема в том, что наши стандартные подходы здесь не работают. Нас учат мыслить логически, мы можем выбрать в магазине хороший телевизор или холодильник, изучив технические характеристики. А при выборе практики и школы все эти критерии не работают, им просто не на что опереться. Более того, нас вообще в большинстве случаев никогда не учили учиться, никогда не учили развиваться, никогда не объясняли, в какую сторону нужно двигаться и каковы вообще критерии эволюции?
Многие советуют опираться на чувства. Мол, если чувствуешь, что это — твое, если на занятиях тебе хорошо — занимайся. Но здесь тоже не все так однозначно. Во-первых, нас опять же не учили чувствовать. Всю жизнь мы пользовались логикой (большинство), а здесь вдруг решили обратиться к чувствам? Это все равно, что сесть в машину, которая простояла в гараже 10 лет и покрылась уже ржавчиной и паутиной, и наивно полагать, что она без проблем привезет нас куда нужно. Во-вторых, даже просто чувствительность нашего тела искажена — неправильным питанием, экологией, и т. д. Более того, на начальных стадиях занятий может начаться мощная перестройка и очистка всех систем тела, сопровождающаяся, мягко говоря, не очень приятными ощущениями.
В связи со всем этим перед новичком всегда встает множество вопросов. Например, если мастер говорит, что для достижения результатов нужно упорно заниматься 10 лет — это считается быстро или медленно? Если он требует приличных денег за занятия — это потому, что они действительно ценные или он просто хочет «срубить бабла»? Если мастер не может толком объяснить некоторые моменты — значит, он сам не понимает или это мой личный уровень пока не позволяет понять мне ответ? Сколько нужно прозаниматься, чтобы почувствовать поток энергии в теле? Как понять, правильно ли выполняется то или иное упражнение, если мастер постоянно твердит "не опираться на ощущения" и не разрешает заниматься перед зеркалом?
Эти и множество других вопросов — результат столкновения с новым мировосприятием, с абсолютно новыми для нас понятиями. Как ни странно, хороший мастер сталкивается с не меньшими проблемами, когда к нему приходят новички. Ему нужно проделать много подготовительной работы, прежде чем ученик хотя бы подойдет к тому, что можно назвать реальной практикой. В первую очередь, нужно выдернуть ученика из неестественного социального ритма и дать ему зачатки его естественного ритма, в котором можно взращивать энергию. Особенно эта проблема актуальна в больших городах, где в бешеной гонке человеку некогда даже сесть и хотя бы 15 минут в тишине и спокойствии подумать о собственной жизни (когда Вы в последний раз делали это?) Отсюда могут быть требования Мастера о регулярном посещении занятий, которые часто не очень нравятся «свободолюбивым» адептам, считающим, что им лучше известно, как и сколько нужно заниматься.
Вместе с ритмом необходимо привить начальную дисциплину и ответственность. В нашем западном мире мы привыкли платить и получать мгновенный результат. Поэтому часто мы приходим заниматься в группу, платим за занятие и считаем, что на этом мы сделали все, что от нас зависит. Садимся и ждем, когда из нас сделают мастеров. И не понимаем, почему мастер недоволен, и постоянно повторяет, что необходимо работать и задавать усилие. Поэтому, чтобы приобретать знания, прежде чем научиться учиться, нужно принять ответственность за свою эволюцию и развить самодисциплину. Иногда не первоначальных этапах Мастеру приходится заменять отсутствующую самодисциплину просто дисциплиной — и, например, наказывать за опоздания и пропуски.
В нашем искаженном ритме мы привыкли планировать свою жизнь не далее нескольких дней вперед. Поэтому, когда Мастер говорит о сроках 3 года, 10 лет — это многих вводит в ступор. Впрочем, то, что мы не задумываемся о таких сроках — как раз критерий неверного ритма и того, что сознание поглощено текущими задачами. Наоборот, стоит удивляться, что мы не видим свою жизнь в целом, не простраиваем уже сейчас отдаленное будущее, и, скорее всего, не задумываемся о связи отдаленного прошлого с настоящим. Умение мыслить десятилетиями — признак широты и не скованности сознания. Вместе с тем, следует принять тот факт, что серьезные и устойчивые изменения в физическом и энергетическом теле достигаются годами практики. Решение измениться может быть мнгновенным. Мнгновенным может быть и эволюционный скачок. Но между этими двумя событиями лежит длительная регулярная практика.
Следующая краеугольная проблема — это передача знаний. Знания на занятиях тайцзи или цигуна передаются совсем не так, как в школе или университете. И большинство начинающих могут не замечать простых вещей, которые кладут им прямо под нос, и упорно искать сложные мистические конструкции для своего разума. Это необходимый начальный этап — научиться работать со своим телом, научиться собирать знания.
Еще зачастую ученик сталкивается с проблемой повторяемости практик. Настоящий мастер, если и будет специально пытаться разнообразить практики, то только на первом этапе, чтобы удержать учеников. Вопрос очень тонкий, так как распыление на множество практик может дать прямо противоположный ожидаемому результат. А так, в общем-то, первые несколько лет достаточно изучить всего нескольких серьезных техник для достижения заметных изменений. Как правило, каждая из практик многослойна — т. е. совсем новичок работает над одними вещами, продолжающий — над другими, опытный — над третьими, хотя внешне они делают одно и тоже. Но это отсутствие разнообразия на начальном этапе угнетает и часто заставляет бросать занятия в поисках чего-нибудь свеженького.
Все это сопротивление (собственного разума, по сути), которое встречает новичок, пытаясь приступить к занятиям, отсеивает очень многих людей, причем часто людей с искренними намереньями. Нельзя заранее сказать, хватит ли у человека усилия перестроить себя так, чтобы найти себя в практике. По опыту, проходит примерно полгода-год, прежде чем человек начинает понимать, что он вообще делает на занятиях и каким образом можно собирать знания. Зато потом у него уже появляется понимание, что ему нужно и как этого можно достичь, развитие становится более-менее устойчивым. Конечно, там дальше тоже свои ловушки, но мы сейчас говорим о начальном этапе.
Мне повезло попасть в группу, где реально есть знания и при серьезной работе прогресс очень быстрый и заметный. В группе присутствует понимание Законов Мироздания и того, как эти законы работают в практиках. Через даосские техники (цигун, тайцзицуань, даосский массаж) реализуется работа с энергетическим телом. Регулярно происходит взаимодействие с различными признанными мастерами, эти знания обрабатываются и встраиваются в программу занятий группы - так поддерживается постоянное обновление и получение новых знаний.
Собственно, то, какие именно знания и как передаются в группе, заслуживает отдельной статьи. Все же нужно сказать несколько слов. Наверное, многим интересующимся знакома такая теория: человек воплощается на эту планету, чтобы собрать некий опыт. Говорят, что такой другой планеты в нашей Вселенной нет, и уникальный опыт можно приобрести только здесь, и только обладая плотным материальным телом. С точки зрения даосов, этот опыт — энергия определенного качества. Занятия в группе построены именно таким образом, чтобы максимально быстро научиться собрать и усиливать эту энергию. Тем самым мы: 1) делаем из физического тела инструмент для работы с разными энергиями 2) приобретаем огромный опыт управления энергией, который обязательно пригодится как при физической жизни, так и потом, во внетелесном состоянии 3) ускоряем свою эволюцию 4) расширяем наши энергетические возможности по сравнению с теми, которые были даны при рождении 5) получаем мощную опору для дальнейшего роста — например, для работы с практиками сознания, с практиками сновидения и т.д. 6) серьезно повышаем осознание и качество нашей жизни.
Комментарии (4)
Доброго времени суток!
Я хочу начать практики. Решил начать с простых медитаций успокаивающих разум,чтобы научиться слушать себя, чего мне очень не хватает) В силу нынешних особенной мне пришлись по душе практики, в которых мысленно я нахожусь в другом месте. Но везде предлагают пляжи, горы, и пр... Что делать, если я комфортное себя чувствую в момент, мягко говоря, непогоды. Самые мои приятные сны это сны о землетрясениях, бурях, смерчах, грозах, потопах... Не подумайте, что я садист :) Я наверняка знаю, что никто не пострадает. Никого больше в моих образах нет. И я ощущаю себя в безопасности... Но не является ли такое видение отражением дисбаланса? Мне трудно сейчас оценить свое состояние по жизни. Но ощущаю я себя комфортно... Мне не хватает познания себя в жизни. За этим я и начинаю практики. Те, кого я встречал, пугали меня, говоря что мои образы деструктивны... Как быть? Зерно сомнения поселилось в моих мыслях и мешает мне сделать выбор)) Я не могу начать в полную силу... Было бы интересно выслушать мысли автора и читателей!
Спасибо!
Добрый день! В том, что нравятся землетрясения и бури не вижу ничего плохого. Сами по себе образы не могут быть деструктивными, деструктивными может быть отношение к ним. Так что тут в первую очередь стоит обратить внимание на возникающие эмоции.
А если говорить в целом - я не уверен, что такой вид практик (мысленное нахождение в другом месте) очень полезен для познания себя. По этим иллюзорным мирам можно бродить до бесконечности, а толку? Разве что для выработки концентрации и умения управлять вниманием.
Спасибо!
Зрите в корень)) Это то, чего я и хочу на первых порах - то чего мне не хватает, чтобы двигаться дальше) К тому же вопрос визуализирования для любых практик полезен, как я понимаю. А это неплохая тренировка. Если на Ваш взгляд есть практики более практичные (пардон за тавтологию:) )в этом направлении хотелось бы узнать какие.
Очень познавательно, как и другие статьи. Во многом (чтобы не сказать во всём) с вами солидарен.
Хочу посоветовать ещё одну очень интересную практику: "Здрава" или Славянская гимнастика состоящая из серии небольших по количеству страниц и больших по объёму полезной информации книг В. Мешалкина и соавторов.
Как следует из названия, практика исходит из древнеславянских традиций (в том числе Казачий Спас), которых по истории у славян никогда не было :]
Сначала представляется обобщённая схема тонко-материальных тел, чакр (там - стогн), затем (а так же на протяжении всех книг) философский аспект и сами техники, основывающиеся на работе с тонкими телами вместе с плотным телом. Помимо профилактических, накопительных и защитных упражнений так же предлагаются (в последних "Сводах") целительные и боевые.
Техники отличные, большинство не требует физических затрат и какой-либо подготовки, однако польза и эффект очевидные.
П.С. Заинтересовавшиеся могут найти их сами или написать мне, я пришлю.
Добавить комментарий